АО «ПОДПОРОЖСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД» Предприятие Услуги и продукция Партнеры Контакты
  ИсторияСтруктураОборудованиеФотогалереяОтчет эмитентаВакансии
  Сферы деятельностиПроектыКонтроль качестваЛицензии и сертификаты
  ПодразделенияСхема проездаОбратная связь
 
НОВОСТИ
 
Лицензия для изготовления оборудования АЭС
 
 
Главная › Предприятие › История

Историческая справка

История Подпорожского механического завода неразрывно связана с развитием отечественной энергетики. Формально свое летоисчисление он берет с 1947 года. Однако истоки предприятия видятся гораздо раньше, они едины с истоками детища Плана ГОЭРЛО Каскада Свирских ГЭС. В соответствии с этим планом было начато в 1927 году строительство - впервые в мировой практике на мягких сжимаемых глинистых грунтах - Нижне-Свирской ГЭС имени Г. О. Графтио (Лодейнопольский район), а по завершении его в 1935 году началось сооружение Верхнее-Свирской ГЭС (Подпорожье). Естественной составляющей этой большой по тем временам стройки становятся ремонтно-механические мастерские, осуществлявшие ремонт техники, занятой на строительстве гидроэлектростанции. В дальнейшем именно они и положат начало заводу.

С началом Великой Отечественной войны были прерваны работы по сооружению ГЭС, оборудование демонтировано и отправлено в тыл. Большая часть жителей города Подпорожья (тогда еще поселок), окрестных сел и деревень были эвакуированы  в Молотовскую (ныне – Пермская) область.

Возобновилось строительство лишь в 1947 году. И тогда же в соответствии с приказом № 47 Министерства энергетики и электрификации СССР на базе ремонтно-механических мастерских образуется в составе треста «Свирьстрой» Свирский ремонтно-механический завод – прародитель нынешнего предприятия.

Конечно, строки в приказе министерства о том, что ремонтно-механические мастерские преобразуются в завод носили чисто формальный, юридический, так сказать, характер. Сами эти мастерские – полукустарные - трудно было даже назвать мастерскими.

первые мастерскиеМастерские не имели и малой толики того оборудования, которое требовалось, чтобы приступить к решению поставленных перед формируемым предприятием задач. А задачи между тем стояли серьезные, как серьезной была сама стройка. Завод должен был не только осуществлять ремонт землечерпалок, экскаваторов, кабельных, башенных и передвижных кранов и даже паровозов узкой и широкой колеи и подвижного состава – словом, всего технического парка, занятого на строительстве, но и наладить производство  запасных частей для всей этой техники. Кроме того, ему вменялось изготовление грохотов, бадей, бетономешалок и другого оборудования и конструкций для всего комплекса бетонных работ.

Часть оборудования выделил Главгидроэнергострой, что-то исхитрялись восстанавливать из уцелевшего войной. Но уже сразу возникли трудности с монтажом. Не было ни его проекта, ни тракторов, чтобы доставить станки в цеха. Не имелось даже цемента, чтобы сделать бетонные фундаменты под станки. Ждать, когда прибудут трактора, завезут цемент, выполнят проект? Но надвигалась зима. Руководивший монтажом инженер М. Поляков принимает решение  временно ставить станки на деревянные шпалы-фундаменты, вместо трактора приспосабливают автомашину. Тут же на ходу Поляковым и инженером Пятницким был составлен проект монтажа.

Некоторые «цеха», в частности, слесарный участок, пришлось расположить под навесами.

Верным другом на многие годы, как для строителей, так и заводчан, оставались лошади. «Конную тягу» в полной  в полной мере использовали для перевозки грузов.

Одновременно приступили к строительству литейного цеха (он первым войдет в строй в 1953 году) и механосборочного.

И едва ли не одной из самых серьезных проблем стала проблема квалифицированных кадров. Редкая подпорожская семья  не потеряла во время войны мужчин. Не удивительно, что и на заводе в первые годы его существования самый большой процент составляли женщины и девушки, овладевали профессиями, которые казалось бы под стать только мужским рукам.

Опорой формируемого коллектива стали вернувшиеся в родные места фронтовики – мастера И. Мякишев, техник ПТО Б. Персиянинов, зам директора по экономике Г. С. Мосихин, слесари П. П. Барабанов, А. Е. Брюшков, П. Е. Шаров и  другие. В числе первых переступил проходную завода и участник Великой Отечественной войны Виктор Александрович Толошинов. Он начал здесь простым слесарем, а к 1966 году уже возглавлял плановый отдел и более тридцати лет стоял у руля экономической службы. От него и его подчиненных зависело в немалой степени успех выполнения  заданий производственными цехами и вспомогательными службами. Те, кто работал вместе с ним, вспоминают Виктора Александровича как высококвалифицированного специалиста по разработке планов, экономическому анализу, формированию портфеля заказов, человека бесконечно преданного делу. Как профессионала-экономиста с большой буквы его знали не только на заводе. С почетом и уважением относилось к нему и руководство вышестоящих организаций.

Фронтовики станут тем цементирующим составом, который уже с первых дней существования предприятия объединит всех переступивших проходную в коллектив. Они же брались прямо на месте обучать новичков, порой не достигших еще и совершеннолетия, рабочим специальностям. Уже в первый год непосредственно на заводе были подготовлены и приступили к самостоятельной работе 24 токаря, слесаря и фрезеровщика. Еще 49  стали учениками у опытных, перекрывавших нормы на 140-160 процентов,  токарей Максимова, Смирнова, Лупова, Афанасьева, слесарей Дмитриева, Филюшиным, бригадира котельщиков Левкина.  Особенно нуждался завод в  кузнецах и котельщиках.

Афонькин Н.А.Первым директором завода стал Николай Александрович Афонькин. Его и поныне считают личностью легендарной, называют незаурядным руководителем и по организаторским и чисто по человеческим качествам. Он возводил Нижне-Свирскую и Верхне-Свирскую ГЭС, то есть на собственном опыте познал, в чем нуждаются в первую очередь эти стройки. А когда в 1941 году фронт подступил к Лодейному Полю был в числе специалистов, занимавшихся демонтажем оборудования, организовывал его отправку в тыл страны. А затем добровольце ушел на фронт, был направлен в летный полк механиком, участвовал в обороне Москвы. Окончание войны встретил в Польше, старшим лейтенантом. После демобилизации вернулся в родные места, восстанавливал Нижне-Свирскую ГЭС. Ему было поручено трестом организовать доставку с дальних баз Мушкетово и Кураховка оборудование для формируемого завода. С этой нелегкой при дефиците транспорта задачей Николай Александрович справился блестяще. А вскоре по рекомендации треста встал и у руля предприятия.

 
 
 
География деятельности
Контактная информация
Предприятие Услуги и продукция Партнеры Контакты Наверх
Адрес: 187780, Ленинградская область, г. Подпорожье, Механический пр., 9
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на сайт АО «Подпорожский механический завод» обязательна
Традиционная надежность Более 60 лет на рынке Система менеджмента качества ISO 9001:2008 Традиционная надежность